РЕФОРМА ЖКХ
Применение метода внутреннего хозрасчёта, введя здоровую
конкуренцию внутрь организации, в значительной мере позволит
навести порядок в государственных предприятиях, обычно имею-
щих, в силу различных и нередко объективных причин, более при-
вилегированное положение на рынке, чем все остальные его субъ-
екты. И такое положение дел, к сожалению, зачастую идёт не на
пользу потребителю, которого они должны обслуживать. Общая ситуация. Наиболее типичным примером подобного
положения дел является жилищно-коммунальная сфера. Ситуация
там такова, что подавляющее большинство во населения, причём
вполне справедливо, аббревиатуру ЖКХ расшифровывают пого-
воркой «живите, как хотите» или «жилищно-коммунальная хиро-
мантия»
Разумеется, реформа в сфере ЖКХ не только назрела, но и пере-
зрела. Вопрос заключается только в том, как её осуществить наи-
более оптимальным и устраивающим все заинтересованные сторо-
ны образом.
Вне всяких сомнений, прежде чем выбирать способ решения
проблемы, стоит разобраться в имеющих отношение к делу её ню-
ансах. Иначе вполне вероятно получение вовсе не того итога, на
который имеет смысл рассчитывать.
Одной из особенностью сферы ЖКХ является её принадлеж-
ность к естественным монополиям. Как следствие, простое разук-
рупнение производственных мощностей, особенно методом без-
думного расчленения, ничего не даст.
Учитывая свойст-
ва естественных монополий, идя подобным путём, можно добиться
резкого вздутия цен на услуги ЖКХ на фоне стремительного ухуд-
шения их качества. Вне всяких сомнений, конечному потребителю,
что вполне естественно, требуется нечто противоположное.
Он хочет, чтобы и цены на услуги ЖКХ упали и качество их од-
новременно повысилось. По мнению автора, с учётом всего того,
что сказано про метод внутреннего хозрасчёта,
только его применение позволит создаст условия, когда данные
пожелания окажутся воплощены на практике, и реформа ЖКХ бу-
дет проведена не за счёт населения.
Есть ли пути решения? Видимо, да. Как показывают результа-
ты деятельности, действующие расценки
на услуги предприятий ЖКХ завышены, в зависимости от региона.
Безусловно, прежде всего, данное обстоятельство является след-
ствием раздутости штатов. Вдобавок, нередко за счёт потребительских
услуг ЖКХ их поставщики или местные власти желают профинан-
сировать некоторые свои стремления.
Чаще всего, ими является содержание явно избыточных мощно-
стей, причём некоторые из их могут быть даже и непрофильными.
И вместо того, чтобы избавиться от всех или части подобных из-
лишков, а оставшемуся найти адекватное применение, монополи-
сты в области предоставления услуг ЖКХ идут по самому просто-
му пути, перекладывая свои издержки на своих потребителей, ко-
торые зачастую вообще не имеют никакой реальной альтернативы
выбора поставщиков.
Проблемы товариществ собственников жилья. Видимо, во
всяком случае, по мнению автора, любой из предлагаемых ныне
подходов к изменению форм собственности на предприятиях жи-
лищно-коммунальной сферы имеет свои недостатки, которых, в
принципе, даже больше, чем достоинств. Наиболее рельефно они
выглядят в тех случаях, когда под разговоры о насущности реше-
ния проблемы кто-то в очередной раз желает потрафить своим
шкурным интересам.
В результате, при выборе новой конкретной формы управления
жилищным фондом следует исходить из специфики ситуации, но в
любом случае, если подобное выбранной формой предусматрива-
ется, при приёме дома от государства необходимо требовать, чтобы
был произведён его капитальный ремонт, тем более, что во многих
домах он не проводился уже пару сроков подряд. И справедливых
поводов для таких требований более чем достаточно.
Действительно, в своё время платежи от подавляющего боль-
шинства жильцов в амортизационный фонд, на средства которого
предусматривалось проведение капитального ремонта, поступали
регулярно. Конечно же, тогда не все расходы ЖКХ оплачивало на-
селение, но тот факт, что часть платежей, со временем уменьшаю-
щихся в процентном отношении, должно было делать государство,
принципиально ничего не меняет.
Иначе говоря, все разговоры государственных чиновников о
том, что амортизационных фондов не существует, например, по
причине банального воровства, а если они и есть, то из-за инфля-
ции их размер недостаточен, не должны приниматься во внимание.
Ведь не население, а государство несло и несёт ответственность за
сохранность данных фондов, в том числе, как от банального грабе-
жа, так и от действия инфляции.
Корень проблемы.
Собственно говоря, вопрос состоит не в том, надо или не надо
ЖКХ переводить на хозрасчёт или самофинансирование. Коль ско-
ро речь идёт об экономике, то любой её участник обязан работать в
таких условиях.
Вопрос заключается лишь в том, как рассчитать расценки на ус-
луги ЖКХ. Кроме того, важно также обеспечить контроль наилуч-
шего использования средств, собранных в виде коммунальных пла-
тежей.
И метод внутреннего хозрасчёта тут незаменим. Он позволит
точно определить уровень издержек, которые нужно нести для
нормального функционирования отрасли ЖКХ в специфике каждо-
го конкретного случая.
Сущность подхода. Основным концептуальным стержнем ре-
формы ЖКХ должно стать закрепление каждого непосредственного
исполнителя за конкретными обслуживаемыми им объектами. Как
следствие, часть платежей, предназначенная для оплаты за оказание
услуг, будет поступать на личные счёта данных исполнителей.
А они сами, опираясь на концепцию метода внутреннего хоз-
расчёта, оптимизируют численность нужного им управленческого
и вспомогательного персонала. Как следствие, издержки производ-
ства будут сведены, если не к удовлетворительному для потребите-
лей уровню, то к экономически обоснованным величинам.
Безусловно, кто-то из клиентов может и не платить. Если у них
есть на то основания, то рабочий персонал ЖКХ, непосредственно
оказывающий услуги, обязан будет устранить причины их недо-
вольства и получить задержанные платежи.
Когда оснований для отказа от платежей нет, ситуацию должны
разрядить управленцы и имеющие отношение к делу специалисты
предприятия. Они призваны создать условия для нормальной рабо-
ты непосредственных исполнителей по оказанию услуг ЖКХ, и за
такую их работу те делают им отчисления со своего личного счёта
для содержания аппарата.
Необходимо также провести максимально возможную, с учётом
конкретной специфики, индивидуализацию расходов между потре-
бителями слуг ЖКХ. Часть данных расходов, которую не удастся
точно идентифицировать таким образом, нужно привязывать, ис-
ходя из имеющихся нюансов, к как можно меньшему по численно-
сти потребителей услуг, что позволит уменьшить размеры потен-
циально возможной безответственности.
Среди выбранных коллективов потребителей услуг ЖКХ данные
общие расходы следует распределять на основании некоторого объек-
тивного критерия, определяемого, опять же, исходя из существующей
специфики. Конечно же, каждый раз подобный подход обязан способ-
ствовать наиболее эффективному использованию ресурсов.
Средства, взимаемые в фонд предстоящих ремонтов, также
должны накапливаться на лицевых счетах потребителей. Если по-
ступать так, то окажется возможным ликвидирована широко рас-
пространённую сейчас порочную практику, когда данные целевые
фонды идут на содержание аппарата предприятия по предоставле-
нию ЖКХ, отчего, по причине их «проедания», ни на какой плано-
вый ремонт обычно никогда никаких денег не находится.
В результате, его приходится финансировать из бюджета или
иных связанных с ним источников. Естественно, потребители услуг
ЖКХ, уплачивая налоги, из сбора которых обычно и берутся такие
средства, реально платят дважды.
Необходимо отметить, что резервирование данных сумм в спе-
цифике ЖКХ есть дело обычное. Обычное потому, что задачей
ЖКХ является оказание услуг, которые, по крайней мере, такие,
являются специфическим видом производства.
В результате, лично предприятию ЖКХ потребитель их услуг
платить за работу, чаще всего, в виде авансов за обязательство её
выполнить, когда она потребуется, а вовсе не за материалы. Как
следствие, предназначенные в обеспечение материалами заранее
оговорённых будущих работ суммы для их закупки обязаны выде-
ляться и храниться отдельно.
Разумеется, для расхода обсуждаемых фондов должен быть раз-
работан эффективный механизм. Ему обязана быть присуща мо-
бильность и учёт интересов потребителей услуг ЖКХ, ибо обсуж-
даемые деньги представляют собой их средства, отложенные своим
владельцами на соответствующие нужды при посредничестве
предприятий ЖКХ.
Например, если ремонт не выходит за рамки единственного по-
требителя, то решение о расходовании средств должен принимать,
как сам пользователь собственности, если он является её владель-
цем, или хозяин недвижимого имущества, возможно, в согласова-
нии с использующих его актив арендатором. Если же ремонт затра-
гивает интересы целой группы потребителей, то в целях оператив-
ности решение о расходовании данных средств следует поручить
принимать соответствующему уполномоченному лицо, возможно
избранное самими имеющими отношение к делу потребителями.
Предлагаемый подход создаст наибольшую мобильность при
принятии решений, во всяком случае, по таким вопросам, каждый
из которых нет смысла выносить на широкое обсуждение. Наибо-
лее же важные вопросы, особенно тогда, когда на есть соответст-
вующая воля всех заинтересованных конечных потребителей услуг
ЖКХ, могут обсуждаться и решаться ими самими с поручением о
воплощении принятых решений в жизнь уполномоченными на то
лицами.
Восстановление инфраструктуры. Согласно древнеарийской
философии, надо всегда стремиться максимально использовать
имеющийся в данный момент потенциал, и потому следует при-
знать, что при правильном подходе высокие тарифы могут дать ис-
точник ресурсов для реставрации изношенной инфраструктуры
жилищно-коммунальной сферы. Как следствие, вполне возможно,
вначале не стоит вовсе уменьшать размеры оплаты услуг ЖКХ, ес-
ли даже она явно завышена.
По крайней мере, совершенно нет никакого здравого смысла
опускать их ниже разумного уровня, позволяющего финансировать
реконструкцию чрезмерно изношенной сейчас инфраструктуры и
коммуникаций ЖК. Иначе говоря, в случаях, когда размер тарифов
на услуги ЖКХ достаточно приемлем для большей части потреби-
телей, такие тарифы, дотируя людей с низкими доходами, можно
оставить, возможно, что и только временно, на прежнем уровне.
Собираемые же при подобном подходе избыточные средства ра-
зумно направлять в специальный фонд реконструкции инфраструк-
туры и коммуникаций ЖКХ. Конечно же, с целью ускорения про-
цесса обновления изношенной инфраструктуры и коммуникаций
ЖКХ, особенно, в тяжёлых ситуациях, её реконструкцию можно
вести и за счёт привлеченных средств со стороны, в том числе со-
бираемых на основе работы рыночных механизмов.
Погашать получающуюся при таком подходе задолженность
можно на основе соответствующих финансовых схем за счёт упо-
мянутого только специального фонда реконструкции инфраструк-
туры и коммуникаций ЖКХ. Конечно же, не стоит здесь забывать и
о том, что, как отмечалось выше, самая элементарная справедли-
вость зачастую настоятельно и недвусмысленно требует проведе-
ния капитального ремонта государством.
В результате, оно обязано либо участвовать в процессе обновле-
ния имеющейся инфраструктуры и коммуникаций ЖКХ, либо выде-
лять для такой цели достаточные финансовые ресурсы, либо прибе-
гать, в зависимости от сложившейся ситуации, к комбинации дан-
ных подходов. Естественно, получаемые от государства деньги
можно направлять, в том числе, и на погашение задолженности по
расчётам за привлечённые ранее со стороны на те же цели средства.
Пилявская Лариса Васильевна.